Одесский информационный фотоальбом
Одесса в фотографиях
Прогулки по Одессе
Экскурсии по Одессе
Фотокаталог квартир
Дом ангела, одесса детям, страница милосердия, Одесса, Веселый Маклер, VeseliyMakler

Ресурсы ТЛ "ВМ"

  • Одесский обозреватель
  • Журнал "ВМ"
  • Магия Кино
  • Блокнот Маклера
  • Библиотека одесской литературы
  • Форум ВМ
  • Photo of Odessa


  • ГЛАВНАЯ
    Прогулки по Городу
    Фотоальбом Одессы
    ФОРУМ
    РЕКЛАМА
    БИБЛИОТЕКА
    *Доска объявлений
    *Карта Одессы
    *Квартиры посуточно
    *Долгосрочная аренда
    *Летние коттеджи
    *Одесские миниатюры
    *Видео об Одессе
    *Современная Одесса
    *Одесса культурная
    *История Одессы
    *Одесса деловая
    *Морские прогулки
    *Подводные прогулки
    *Экскурсии по Одессе
    *Аэростатинг
    *Велотуризм в Одессе

    А еще у нас:

    *Замечательные места
    *Дельфинарий
    *Галереи
    *Театры
    *Музеи
    *Парки
    *Пляжи
    *Зоопарк
    *Рестораны
    *Ночные клубы
    *Концертные площадки

    Реклама на сайте



    Интересное в сети

    Елена Каракина

    У истока Дерибасовской


       Дойдем до конца квартала. А теперь... Включите воображение. Вообразите, что раздалась барабанная дробь. А еще лучше - скрипки и виолончели. Нет, лучше марш из "Аиды". Мы вступаем на Дерибасовскую! Лучшую из улиц, "королеву улиц мира сего", как писал о ней Жаботинский. Вы разочарованы? Ничего особенного? Конечно, как говорили восточные мудрецы, чтобы увидеть красоту Лейлы, нужно смотереть на нее глазами Меджнуна. Влюбленными глазами. Дерибасовская открывается не сразу. Зато никто не станет утверждать, что прелесть этой улицы могут ощутить только избранные. Ее может почувствовать любой желающий, у кого глаза открыты, а сердце - не зачерствело. Да мы и не будем сейчас подниматься к парадной, основной ее части. Спустимся вниз, к ее истоку, к тому месту над обрывом, огороженным парапетом, полюбуемся узенькой лестницей из лавовых плит, спускающихся почти к самой таможенной площади. Остановимся у памятника Дерибасу, основателю Одессы.
       Памятник Иосифу Дерибасу был открыт в сентябре 1994 года, к двухсотлетнему юбилею города. Это событие, (не юбилей, а открытие памятника), в первую очередь, дало повод одесситам поупражняться в остроумии. Помимо официального, памятник получил еще несколько фольклорных названий: "остров сокровищ", "кузнечик", "адмирал с лопатой". Последнее отражает сюжет скульптуры - Дерибас изваян в адмиральской труеголке, с лопатой в одной руке и планом будущего города - в другой. Тяжеловатый постамент плавных линий, характерный для монументальных работ скульптора А.Князика, контрастирует с изящной, хрупкой, угловатой манерно-кукольной статуэткой на нем. Противоречивость деталей скульптуры не случайна. Она отражает характер времени - конца XVIII столетия - и его героев. Основатель Одессы принадлежал к удивительному племени иностранных авантюристов, наводнивших тогда Россию. Отпрыски знатных фамилий, чьи руки равно умели обращаться с тончайшим фарфором чаепитий императрицы, томиком сонетов Петрарки и пушечным лафетом, застрявшим в непролазной грязи российских дорог, были бесстрашными людьми, готовыми поставить на карту жизнь. Ради карьеры, богатства, и как ни странно это сегодня звучит, ради славы и доброго имени. Российская империя предоставляла искателям приключений обширное поле деятельности. Как в переносном смысле, так и в прямом.
       Сын испанца из Барселоны дона Мигеля Дерибаса-и-Бойонса, директора Министерства государственного управления и военных сил Неаполитанского королевства и Маргариты Плюнкет "из благородной ирландской фамилии Дункан", двадцатилетний Иосиф Дерибас в 1769 году становится волонтером российского флота. Двумя десятками лет позднее, турецкую крепость Ени-Дунья, на месте которой будет основана Одесса штурмует уже генерал-майор Дерибас. А пять лет спустя закладывает новый город вице-адмирал Дерибас. В одном из писем его есть слова:"Я гибну от желания что-нибудь совершить..." Желание исполнилось. "Что-нибудь" оказалось Одессой. Правда, памятника создателю города пришлось дожидаться несколько дольше, чем продвижения по службе - целых двести лет. Но лучше позже, чем никогда. Впрочем, память Дерибаса почти два столетия (с 1811г.) звучит в имени улицы. Хоть ее переименовывали - то в улицу Лассаля в 1920-х, то в улицу Чкалова - в 1938-м, она упорно возвращалась к историческому названию - Дерибасовская.
       Дерибасовская - больше чем имя - точка отсчета, персонаж фольклора, фигура речи. В устах одессита фраза: "Сейчас, я возьму разгон с Дерибасовской" означает презрительный отказ. Слова "целовал бы камни на Дерибасовской" выражают крайнюю степень ностальгии, а "прошвырнуться по Дерибасовской" - одну из лучших форм беспечного времяпрепровождения. Начать же "прошвыриваться" можно и со двора. Со двора дома по Дерибасовской N3, где помимо традиционных для Одессы веревок с бельем, кошек, дворового крана и жильцов, сидящих на лавочке, стоит бюст создателя международного языка эсперанто доктора Людвига Заменгофа.
       Не стоит думать, что в каждом из одесских дворов возвышается монумент какому-нибудь знаменитому лингвисту. Или что все жители дома по Дерибасовской N3 поголовно болтают на эсперанто. Или что доктор Заменгоф жил или хотя бы бывал в этом дворе. Но зато здесь проживал скульптор, относившийся с пиететом к языку, который должен был бы объединить все народы мира. Это и послужило причиной появления скульптурного изображения творца эсперанто. В силу историко-политических причин бюст оказался невостребованным. В конце-концов, из мастерской скульптора он перекочевал во двор, став предметом гордости жильцов дома. Не слишком углубляясь в изучение эсперанто, они, тем не менее ухаживают за скульптурой, подкрашивают и подбеливают ее, величают памятником, и не без оснований утверждают, что их двор - единственный в мире, где стоит изображение изобретателя языка-космополита.
       Вообще, одесские дворы, в основном схожи меж собой - деревянные галерейки, разноцветные кошки, бельевые веревки, обязательный водопроводный кран, скамейка общего пользования - необходимая составная атмосферы города. Больше ста лет назад было замечено, что Одесса сочетает в себе одновременно прелести столицы и провинции. Улица - от столицы, двор - от провинции. А для того, чтобы попасть из столицы в провинцию и наоборот, не нужно совершать длительных поездок - достаточно нескольких шагов вдоль коротенького туннеля подъезда.
       Подивившись на изображение доктора Заменгофа, выглядывающее меж двух простыней, вернемся в город. Полквартала - и мы снова на Пушкинской. Дерибасовская зовет нас вверх. Но пусть подождет немного. Предвкушение встречи приятно продлить. Идем пока Пушкинской к бульвару по свежевыложенному плиткой тротуару, мимо здания Областной прокуратуры. До ремонта этого очаровательного (в архитектурном смысле) здания на нем висела мемориальная доска, сообщавшая о том, что на этом месте в 1918 году был зарублен гайдамаками большевик Кангун. Сейчас доску убрали, что можно считать фактором, отчасти, положительным - ввиду очередного переписывания истории могла бы появиться памятная доска о том, что на этом месте изверг-коммунист Кангун зарубил сотню гайдамаков. А так - чистенькая крашеная стенка, без памятных знаков и следов истории. Ну и ладно. Исторических памятников по дороге предостаточно. От участка мостовой на перекрестке Пушкинской и Ланжероновской, выложенной желтым силиконовым кирпичом, очень красивым и чрезвычайно скользким, особенно в дождливые дни, до музеев, которых здесь целых три - археологический, Музей морского флота, и чуть ниже, по Ланжероновской, над лестницей ведущей в порт - Литературный.




    SITE PARTNERS: