Одесский информационный фотоальбом
Одесса в фотографиях
Прогулки по Одессе
Экскурсии по Одессе
Фотокаталог квартир
Дом ангела, одесса детям, страница милосердия, Одесса, Веселый Маклер, VeseliyMakler

Ресурсы ТЛ "ВМ"

  • Одесский обозреватель
  • Журнал "ВМ"
  • Магия Кино
  • Блокнот Маклера
  • Библиотека одесской литературы
  • Форум ВМ
  • Photo of Odessa


  • ГЛАВНАЯ
    Прогулки по Городу
    Фотоальбом Одессы
    ФОРУМ
    РЕКЛАМА
    БИБЛИОТЕКА
    *Доска объявлений
    *Карта Одессы
    *Квартиры посуточно
    *Долгосрочная аренда
    *Летние коттеджи
    *Одесские миниатюры
    *Видео об Одессе
    *Современная Одесса
    *Одесса культурная
    *История Одессы
    *Одесса деловая
    *Морские прогулки
    *Подводные прогулки
    *Экскурсии по Одессе
    *Аэростатинг
    *Велотуризм в Одессе

    А еще у нас:

    *Замечательные места
    *Дельфинарий
    *Галереи
    *Театры
    *Музеи
    *Парки
    *Пляжи
    *Зоопарк
    *Рестораны
    *Ночные клубы
    *Концертные площадки

    Реклама на сайте



    Интересное в сети

    Елена Каракина

    Знаки Приморского бульвара


       Бульвар расположен над обрывом над берегом моря. В виду своих архитектурных достоинстов он вошел в список ЮНЕСКО, как одно из красивейших мест мира. После нескольких смен имен (Николаевский, Фельдмана) носит теперь нейтральное - Приморский. Начинается он зданием городской думы, которая была построена как первая биржа Одессы.
       Общественные здания принято украшать статуями, символизирующими их назначение. Биржу украсили статуи Меркурия и Цереры, античных покровителей торговли и плодородия, обозначавших что здесь можно купить и продать все что угодно. Увязка символов купли-продажи с сегодняшним наполнением здания оставляет широкое поле для толкований разного рода. Во всяком случае, одесситы шутят, что памятник А. С. Пушкину демонстративно отвернулся от архитектурного шедевра созданного Ф. К. Боффо. Поэзия обычно не в ладах ни с властью, ни с торговлей. Тем не менее, здание Думы и памятник поэту на его фоне создают один из самых сентиментальных архитектурных ансамблей Одессы. Особенно если вы смотрите на него, когда звучат одесские куранты. Каждые полчаса куранты вызыванивают музыку арии из оперетты Исаака Дунаевского "Белая акация". Белая акация еще каких-нибудь сорок лет назад была самыми распространенным в Одессе деревом. Оттого и стала одним из символов города. По прихоти одного из советских мэров, очевидно не терпевшим растительной символики, дереву объявили войну. От акаций дескать и тень неправильная, и мусора много - цветет слишком густо, да и живет не слишком долго, возни не оберешься. С тех пор присутствие в городе этого легкомысленного женственного дерева становится все более и более символичным. Остается лишь надеяться, что не пробьет тот час, когда белая акация будет жить лишь в перезвоне одесских курантов.
       Рядом с памятником А.С.Пушкину растет впрочем не акация - огромный платан, которому больше ста лет. Когда вам станут рассказывать, что этот платан посадил собственноручно сам Александр Сергеевич Пушкин, и поэтому памятник встал именно на этом месте - не верьте. Об Александре Сергеевиче придумано много легенд. Одна из них гласит, что он сажал деревья в честь каждой из тех прекрасных дев и дам, в которых он влюблялся в Одессе. Если бы так, Одесса бы стала самым озелененнм городом мира, а Пушкин не успел бы здесь написать ни одной стихотворной строки. Между тем, он завершил здесь первую и вторую и начал третью главу "Евгения Онегина", романа в стихах, поставившего его имя в один ряд с именами величайших поэтов всех времен и народов. К тому же он написал здесь три десятка стихотворений и эпиграмм, по которым можно судить не только о степени дарования поэта, но и о своеобразии одесского общества начала двадцатых годов XIX столетия.
       Пушкин оказался в Одессе не совсем по своей воле - город был лишь избранным поэтом этапом южной ссылки. И уезжал из Одессы Пушкин тоже не по своей воле. Он был выслан отсюда по настоянию генерал-губернатора М. С. Воронцова. Тринадцать месяцев - с июля 1823 по август 1824 года, которые гений русской поэзии провел Одессе, единственном свободном городе в крепостной стране, были не самыми худшими в его жизни. Вольный гений города и вольный гений Пушкина были созвучны друг другу. Шесть лет спустя, завершая "Онегина", он назовет эти края "благословенными". На протяжении всех последующих лет Пушкину будут вторить люди искусства, умеющие ценить жизнь и обладающие обостренным чувством красоты, а Одесса станет восприниматься сквозь призму пушкинской поэзии.
       Так воспринимается сегодня и бульвар, который при Пушкине имел совершенно другой вид. Не было тогда ни здания биржи, выстроенной в 1829-1834, ни платана, ни, само собой разумеется, памятника поэту, ни пушки неподалеку от него. Не мог он этого всего ни видеть, ни воспеть. А все мерещится, будто именно здесь гулял, сидел на этих скамейках, писал эпиграммы на памятник самому себе, прикасался к металлу пушки...
       Пушка в двух шагах от памятника Пушкину появилась не ради дешевого каламбура, а как памятник обороны Одессы времен Крымской войны. 10 апреля 1854 года в Одесский залив вошла англо-французская эскадра. Жители города, естественно, не удивлялись иностранным флагам на мачтах кораблей, заходивших в порт. Одесситы, привыкшие любоваться происходящим в порту и на рейде как бесплатным зрелищем, высыпали на склоны и лестницу. Горожане, любившие показать свою осведомленность, высказывали разные предположения по поводу причин, приведших сюда англо-французские корабли. "Они пришли сюда, чтобы постирать белье", - предполагали одни. "Нет, они пришли чтобы набрать воду", - возражали другие. Можно представить, каково было удивление жителей, не слышавших пушечной канонады со времен взятия Хаджибея, когда пушки военных кораблей начали почти в упор расстреливать город. Неприятная неожиданность, к счастью для Одесы не стала роковой. Произошло чудо - иначе и нельзя оценить происшедшее. Кстати, чудо это зафиксировано в одесской периодике. Горожане обратились с мольбой о защите к иконе Касперовской Божьей матери покровительнице Одессы. (Сегодня икона находится в Успенском соборе на Преображенской). После крестного хода на город пал туман. Когда вражеские корабли отходили - туман поднимался, когда же они приближались - туман вновь плотно окутывал Одессу. Поэтому, хотя стрельба велась из тяжелых орудий в упор, потери и разрушения были минимальны. (Аналогичная ситуация повторилась во время Первой мировой войны, в 1914г., когда по Одессе била турецкая канонерка.)
       Двадцатитрехлетний прапорщик Щеголев, командир батареи, насчитывавшей всего-то 4 орудия (против 350-ти, бывших на бортах кораблей) руководил стрельбой по вражеским кораблям. Три были подбиты. Высадка англо-французского десанта не состоялась. Позднее, 30 апреля, английский паровой фрегат "Тигр" наскочил на мель у берегов 10-й станции Большого фонтана, поставив себя тем самым в пределы досягаемости береговых батарей. Впоследствии с затонувшего фрегата быля сняты пушки, а одна из них установлена на бульваре. С тех пор она стреляла лишь однажды. В сторону моря. Это случилось 1 апреля, в день открытия одесской Юморины. Затем участники Юморины отправились к Потемкинской лестнице. Отправимся и мы, любуясь видами моря и порта, открывающихся справа и чудесной архитектурой слева от нас.
       Иначе как дворцами назвать эти здания невозможно. Собственно, они строились, как дворцы. Или, на итальянский манер, "отели". Время создания ансамбля бульвара и бульварной лестницы - 1820-е - 1840-е пришлось на золотой век Одессы, время расцвета порто-франко, свободной торговли. Было зачем строить и было на что. Кстати, функционирующее и по сегодняшний день как отель здание "Лондонской" было вписано в застройку бульвара поздней, в 1900-м году. А Дворец культуры моряков построен был в 1830-м. Правда, тогда он был дворцом княгини Нарышкиной. Поздней в нем размещалась резиденция генерал-губернатора Одесского военного округа. Дворцом же культуры здание оказалось в 1930-м. Миновав его, мы приблизились наконец к самому знаменитому виду Одессы. Который стал таким же знаковым, как Эйфелева башня в Париже, фонтан Треви в Риме, Петропавловская крепость в Петербурге.
       Нетрудно догадаться, что мы подошли к Потемкинской лестнице. Так она стала называться после революционных событий 1905г., восстания на броненосце "Потемкин", стоявшем на одесском рейде, - утверждают советские путеводители 1960-х. Документы же утверждают, что имя "Потемкинская" было дано лестнице в честь пятидесятилетней годовщины этого события, в 1955-м году. Как ни странно, в названии восторжествовала историческая справедливость. Светлейший князь Потемкин, крупный государственный деятель, фаворит Екатерины Великой, был причастен к строительству Одессы. И его имя, пусть опосредовано, оказалось среди главных достопримечательностей города.
       Изначально лестница звалась попросту Бульварной или Гигантской, но была не менее знаменита. Путеводители (изданные до 1917г.) в один голос утверждали, что другой такой в мире нет. Ну а после того, как волей великого режиссера Сергея Эйзенштейна, снявшего знаменитую сцену расстрела в фильме "Броненосец Потемкин", лестница стала кинозвездой, известность ее сравнялась с известностью древнеегипетских пирамид, собора Святого Петра в Риме и лондонского Биг-Бена.
       Дело, конечно, не только в масштабах лестницы. Тем более, что ее двести ступеней превратились с годами в сто девяносто две. И не в том, как замечательно были учтены пропорции ландшафта. И не в терпении и искусстве, с которым проводились дренажные и противооползневые работы. И даже не в том, что не заметна разница в пропорциях - ширина верхнего марша составляет 13,4 м, а нижнего - 21,7 м. А дело в единственном в мире виде, где море, город и небо соединены в единую цепочку и плавно переходят друг в друга: морская гладь - волна, - ступени лестницы, - гладь уходящего вдаль проспекта - небо. В виду того, что на месте моря появилась целая улица - Приморская, а в 1970-х был построен морской вокзал, цепь эта потеряла несколько звеньев. Но если отважиться сойти по лестнице (дело конечно не в спуске, а в последующем подъеме на нее), то зритель будет вознагражден зре¦ лищем, открывающимся с морского вокзала. Душа запоет от востор¦ га - улица пропадает и композиция становится той, которая была задумана и осуществлена архитектором Боффо в 1837-1841 годах. Город раскроет свои объятия. И это - не фигура речи. Это факт архитектуры. Смотрите - сама линия залива - разве она не напоминает этого жеста самого дружественного из приветствий - распахнутых объятий? Конечно, да. Этот жест повторен линией бульвара - белые здания Думы и Воронцовского дворца - ладони распахнутых рук. Этот жест повторен в полуциркульных зданиях в центре булвара. И статуей герцога Ришелье. "Смотрите, кто к нам пришел! Я счастлив тебя видеть! Мир входящему!" - говорит город. Ум может и не фиксирует этого жеста, но душа откликается немедленно. Естественно у тех, у кого она есть.
       К сожалению, есть она не у каждого. И вот уже над типовым, но слегка причесанном итальянскими строителями в 1994 году зданием морского вокзала высится чудовищная громада вновь испеченной гостиницы. Гитлеровская авиация во время бомбежек не наносила большего урона архитектуре города. Коммунистическое хозяйствование, при всей своей чудовищной тупости и безграмотности, снося фуникулер, строя эскалатор и морской вокзал, не увечила так единственного в мире вида. Чтобы убить Одессу, чтобы уничтожить самое драгоценное в ней оказалось достаточно выстроить в исторической части города идиотский небоскреб-нувориш, точь в точь - второй нос уродующий прекрасное лицо. Если ансамбль Потемкинской лестницы с Дюком во главе - знак Одессы, то здание гостиницы, закрывающее море - знак гибели Одессы.
       Ладно, закроем глаза. Одесситы тем хороши, что идут не на митинг и демонстрацию, а на пляж. Это - здоровая позиция. Она правда, имеет свои теневые стороны. Избыток загара тоже вреден. Перефразируя пословицу можно сказать, не бывает добра без худа.




    SITE PARTNERS: Air flow отбеливание www.lwm-service.ru